Вторник, 19.03.2024, 07:47



Приветствую Вас Путешественик | RSS
миротворение

В мир, который создаёт наш проект Вы можете добавить частицу себя, попробуйте придумать составляющую этого мира:

Категории раздела
История возникновения миров [1] Фэнтези / Fantasy [3]
Создания [0] Компьютерные игры [6]

Меню сайта

Главная

Форум

Статьи

Файлы

Что нового

Фэнтези картинки


Навестите друзей

”fanfantasy.info”



”ролевые


”ролевые


”ролевые


”ролевые

» Статьи » Миры Фентези » Фэнтези / Fantasy

Разновидности Фэнтези, Виды Фэнтези, Фэнтези-поджанры


 


оброго дня вам, Друзья, сегодня поведем беседу мы о поджанрах, бытующих в фэнтези, о разновидностях или видах фэнтези, если вам таковое обозначение привычнее.

   Для начала следует нам с вами задаться вопросом, почему произведения фэнтези-жанра стали делимы на отдельные виды? Чем было вызвано такое деление?

   Ответ кроется в истории формирования, складывания канонов литературы-фантазии, даже предшествующей появлению самого жанра фэнтези. Дело в том, что еще до рождения жанра, в поисках возможности давать выход своей фантазии, сказители-мечтатели, или иначе, писатели-фантазеры, прошли путь от бытования мифа до средневекового романа. Причем, каждый новый сформировавшийся под пером их фантазии род литературного произведения добавлял к числу особенностей будущего фэнтези-жанра что-то свое. Это и особый вымышленный мир, в котором происходит действие, и задание-квест, на выполнение которого отправляются герои, великий подвиг во имя Сил Света или Тьмы и многое другое... Так формировался определенный способ выражения фантазии. 

   Безусловно, сформировавшись окончательно, вобрав в себя огромный пласт традиций европейской литературы, фэнтези стала интересна публике, скажем так, не совсем однородной. В сердцах одних почитателей фэнтези, ровно как и писателей жанра, горела боевая страсть, огромная увлеченность разнородными по своему складу военными машинами - фэнтези-существами. В сердцах других же важное место занимали идеи гармонии с мирозданием, гуманизма, магического творчества, заложенные в фэнтези. 

   Так и вышло, так и сложилось, что авторы фэнтези-книг, каждый, отдавая предпочтение в сердце своем какой-либо определенной черте фэнтези или набору черт, но между тем не забывая и про остальные, стали стремиться к созданию такового мира фэнтези, каковой бы отвечал их предпочтению, предрасположенности их интересов, и, разумеется, предрасположенности интересов их читателей. Так оформлялись разновидности фэнтези-жанра. Каждая из них шла по общей дороге развития с остальными, но приобрести смогла свой собственный оттенок фантазии...


 Толниен "Властелин Колец"

 Эпическое фэнтези, Глобальное фэнтези (Epic Fantasy, Global Fantasy)

   Сюжеты, представители эпического поджанра фэнтези, тяготеют к определению основным своим предком скандинавский эпос (как вариант, также мифы Древней Греции, Германии, Шумерские мифы, фольклор, Библию).
   Подобно тому, как недавно родившийся человек исследует мир как целое, глобальное явление, не вдаваясь в разбор мелочей, подробностей, так и давних предков наших, мифосказителей, интересовало устройство мира и мировых явлений на уровне глобальном. Это передает тяготеющей к эпическому миропониманию разновидности фэнтези увлеченность сюжетами мирового масштаба, где от действий одного центрального героя может находиться в прямой зависимости судьба всего фэнтези-мира. Хронологически же, время, затрачиваемое героями на основной поход, совершение подвигов во имя мира, может тянуться месяцами, десятилетиями и даже веками... Победа должна свершиться не над одним чудовищем, врагом, а над сотнями, тысячами. Многомиллионные армии должны сойтись в великой битве между Добром и Злом!

   Резкое деление на стороны Света и Тьмы является еще одной важной чертой эпического поджанра фэнтези, заимствованной, как можем мы с вами предположить, как-раз из присущего древнему мифосказителю дуалистичного миропонимания (дуализм - вера в двойственную природу мироустройства: злые боги-добрые боги, плохой человек-хороший человек, тьма-свет).

   Так, друзья, нередко, на описание масштабных схваток воинов сторон Света и Тьмы у писателей эпического фэнтези уходили целые тома книг. Да и целые страницы томов уходили на вырисовывание причудливых, но географически точных карт описываемых фэнтези-миров, составление глоссариев, разного рода приложений, описаний. Эпическое фэнтези требует точной, доскональной передачи приведенного в книге мира, ровно как и подробного описания исторических событий, предшествовавших случившемуся в нем. Ведь, как-никак, правильно вершить судьбу мира может герой лишь хорошо знакомый с историей и порядком оного.

   И, как вы наверное уже догадались, друзья, для эпического фэнтези не столь важен вопрос  количества мелких квестов, через выполнение которых нужно пройти героям, сколько один глобальный квест, по своей масштабности имеющий связь с явлениями всего фэнтези-мира, судьба которого и зависит от выполнения оного.

   Нередко также квест в эпическом фэнтези приобретает характер пророчества, которое необходимо исполнить. Вероятно, таковой оттенок был приобретен данным поджанром вследствие библейского воздействия, возникавшего в некоторые периоды, а также засчет примеси греческого мифа, в котором уделяется много внимания идее непредотвратимого Рока (судьбы). Отличным примером книг фэнтези, чье повествование построено на пророчестве могут служить эпопея Роберта Джордана "Колесо Времени", шеститомные "Белгариада" и "Маллорея" Дэвида Эддингса, роман Глена Кука "Черный Отряд".

   Примечательно, дорогие друзья, но произведение, положившее начало существованию эпического фэнтези - "Властелин Колец" великого английского ученого и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена не являет собой повествования, построенного вокруг какой-либо пророческой идеи, лишено этой черты. 

   Напоследок сберем, друзья, в копилку нашего знания имена авторов эпического фэнтези, наиболее важные: 

 - Джона Рональда Руэла Толкиена 
 - Урсула Ле Гуин ("Земноморье")
 - Тэд Уильямс
 - Дэвид Эддингс
 - Раймонд Фэйст.
 - Роберт Джордан (должен заслужить вашего особого внимания. Шесть толстых томов его "Колеса Времени" ("Око Мира", "Большая Охота", "Дракон Возрожденный", "Тьма Восстает", "Огни Небес" и "Повелитель Хаоса") являют собой пример огромной по объему и сложности проделанной работы. Изложение Роберта Джордана богато многогранными, неодносложными описаниями характеров персонажей и явлений, принимающих участие в интереснейшей сети сюжетов, развернутой Джорданом на пути к Последней битве. Нужно отметить, что для некоторых почитателей фэнтези Роберд Джордан, хотя и опирается на работы Толкиена при написании фэнтези-сюжетов, но является предпочтительнее последнего")

 Роберт Говард "Цикл о Конане"
Героическое фэнтези (Heroic Fantasy)
   Героическое фэнтези, друзья, прозванное также "романы меча и колдовства" (Sword & Sorcery, впервые употребленное в 1960 году Фрицем Лейбером), предпочитает отдавать должное традициям, сложившимся еще во времена становления средневековой баллады, да рыцарского романа, славивших подвиги доблестных воинов.
   Важно было для воина показать силу и мощь свою, доказать удачу, а потому и характерным для геройского фэнтези становится рассказ о небывалом количестве врагов, порубленных главным героем, об удачливости в делах любовных, коя измерялась числом употребленных женщин. Повествование геройского фэнтези строится на выполнении героем цепочки мелких квестов, не значительных для человечества, редко играющих какую-либо роль для государства, но имеющих большое значение для самореализации героя. Поэтому-то и книги данного поджанра фэнтези часто имеют форму небольшого рассказа или повести.

   Звание родоначальника героического фэнтези принадлежит Роберту Говарду, создавшему великолепный образчик поджанра - "Цикл о Конане", являющий собой собрание историй о неустрашимом Конане-Варваре из Киммерии. Пришедшаяся по вкусу любителям фэнтези книга повлекла за собой ряд подражателей (Фред Саберхаген, Фриц Лейбер, Ларри Нивен), а также подарила вдохновение для прямых продолжений (Стив Перри, Лин Картер, Леон Спрэг де Камп, Пол Андерсон, Роберт Джордан)

   Так в копилку наших знаний на сей раз отправляются:

 - Роберт Э. Говард (серия историй о Конане-Варваре)
 - Майкл Муркок («Сага об Эльрике», «Рунный посох», «Хроники Корума») - автор, наряду с Робертом  Говардом, достойный особого внимания 
 - Стэн Николс («Орки. Первая Кровь»)
 - Элизабет Мун («Сага о Паксеннарион»)
 - Дэвид Геммелл («Дреннайский цикл») 
 - Глен Кук («Чёрный отряд»)
 - Роберт Хайнлайн («Дорога славы» («Дорога доблести»))
 - Пол Андерсон («Сломаный меч», «Три сердца и три льва») 
 - Мария Семенова («Волкодав») 
 - Стэн Николс («Орки. Первая Кровь»)

 Джон Пристли "31 июня"
Лирическое фэнтези (Lyrical Fantasy)
   Когда-то давным-давно с легкой руки гениального французского поэта Кретьена де Труа, автора романа "Ланселот - Рыцарь Телеги", в брутальную грудь предка героического фэнтези было привнесено дыхание чистой любви и дружбы... Рыцари обратили силы свои на свершения во имя прекрасных дам, восславили крепкую товарищескую дружбу, которой все нипочем и любой подвиг легок.
   Вот, дорогие друзья примеры произведений подобного толка:
 - Урсула ле Гуин («Планета Роканнона» ("Планета изгнания")) 
 - Джон Бойнтон Пристли («31 июня») 
 - Роберт Ф. Янг («Срубить дерево», «На реке», «У начала времен»)

 Томас Мэлори "Смерть Артура"
Историческое фэнтези (Historical Fantasy)
   Хорошо, любезные друзья, когда не приходится автору тратить силы свои на придумывание интересного сюжета, когда сюжет уже придуман или вовсе существовал всегда.
   Авторы, посвятившие работу пера своего историческому фэнтези, по-совместительству являют из себя верно неплохих декораторов - именно декорацией из фэнтези-элементов укрошают они хорошо известные нам события мировой истории. Заселяют известные нашему слуху города разумными фэнтези-расами, некоторые же нити происходящего объясняют законами магии... Наиболее популярными для исторического фэнтези являются вариации на тему "Короля Артура" и "Крестовых походов".
   Историческое фэнтези имеет свой успех среди читателей. Действительно, друзья, разве не любопытно представить, что наш с вами мир знавал легендарных эльфов, орков, гномов, разве не приятно ощутить свою сопричастность с удивительным миром магии, описанным в фэнтези-книгах..? 

   Так же, как и увлекательной может показаться возможность взглянуть на поведение представителей любимых фэнтези-рас, поставленных перед необходимостью проживать те события, которые были известным образом прожиты нашими славными предками.

   Отправьте же в копилку знаний ваших, друзья, следующие примеры авторов и произведений исторического фэнтези:

 - легендарная "Смерть Артура" Т. Мэлори 
 - "Артур - Полководец" Асприна и Хью. 
 - Гарри Тертлдав («Хроники Легиона» («Видесс»)) 
 - Анджей Сапковский («Сага о Рейневане») 
 - Святослав Логинов («Колодезь») 
 - Сергей Лукьяненко (дилогия «Искатели неба») 
 - Мэри Стюарт («Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство») 

 Майкл Муркок
Фэнтези, посвященное альтернативной истории (Alternative-Story Fantasy)
   Вот она, дорогие друзья, попытка доказать возможность существования фэнтези мира на самом деле, перейти к поджанру научного фэнтези, избавить фэнтези, наконец-то, от звания антиверистичного творения (творение, в существование которого нельзя поверить).
   "А что бы было если...?" - вот основная идея альтернативно-исторического фэнтези. Что бы было, если бы в ходе глобальной земной катастрофы, человеческий род потерпел некую деградацию, вернувшись вновь к средневековому образу жизни, ну а мир бы в ходе ряда вполне объяснимых мутаций стал бы рождать существ "волшебного" порядка, известных из фэнтези-книг..?
   К произведениям данного поджанра фэнтези можно отнести книги Майкла Муркока.

 МакКэффри "Перн"
Научное фэнтези, Веристичное фэнтези (Science Fantasy)
   Данный поджанр фэнтези-книг пошел по пути интеграции с фантастической литературой. Совсем нет, дорогие друзья, следовать извесным нам канонам фэнтези научный поджанр не перестал, а лишь облачился, благодаря большому мастерству своих авторов-кузнецов, в крепкую веристическую броню (элементы мира стали научно объясняемыми). Но этого, однако, стало достаточно, чтобы сделать научное фэнтези сложно отличимым от научной фантастики.
   За примерами данной разновидности фэнтези, друзья, можете обратиться к следующим произведениям и их авторам:
 - Клиффорд Саймак ("Заповедник Гоблинов")  
 - Берроуз ("Марсианский цикл"), с некоторыми уступками
 - Гаррисон ("Эдемский цикл"), с некоторыми уступками
 - МакКэффри ("Перн")

 Майкл Суэнвик "Дочь железного дракона"
Технофэнтези (Technical Fantasy)
   Как выглядит мир, в котором магия и технология являются близкими соседями?.. Вот увлекательный вопрос, не так ли, друзья?.. Тем более, что теоретиками нашими извечно пути технократического и на "волшебстве" построенного развития ставились полярно друг напротив друга! И ведь вспомните, что было время в истории жанра, когда люди вовсе позабыли про фэнтези, увлеченные новинками и возможностями индустриального подъема. Интересно?!..
   Произведения, исполненные в поджанре технофэнтези, могут описывать следующие вариации мира:
   I. Мир, казалось бы, отличий с нашим никаких не имеющий, но сказка и элементы фэнтези живут в нем полномерно и на законных основаниях.
(«Операция ХАОС» Пола Андерсона, «Дочь железного дракона» Майкла Суэнвика)

   II. Фэнтези-мир, в котором неплохо развита и занимает важное место технология. 

(«Кибериада» С. Лема)

   III. Мир, идущий по пути технократического развития, содержащий фэнтези-элементы лишь в виде артефактов из прошлого.

(киносага «Звездные войны» Джорджа Лукаса - наиболее удачный пример)

   IV. Мир, схожий с классическим для фэнтези книги, хранящий однако память о годах былого технического прогресса в виде редких находок и любопытных рассказов.

("Летописи Шаннары" Терри Брукса, удачный пример может быть приведен и посредством видеоигр серии JRPG: «Final Fantasy» и «Crono Trigger» )

   V. Система параллельных миров, одни из которых можно по-праву именовать фэнтези-мирами, другие же - мирами технологий.

(«Девять Принцев Амбера» Р. Желязны, «Чужие пространства» Е. Гуляковского, «Марсианские империи» Э. Р. Берроуза)


 Терри Пратчетт «Плоский мир»
Юмористическое фэнтези и Пародии (Comic Fantasy)
   Книги данного поджанра фэнтези, дорогие друзья, призваны развесилить и позабавить серьезного читателя, не редко за счет обращения взора, полного иронии, к приевшимся штампам фэнтези жанра.
   Приятного чтива вам: 
 - Генри Каттнер и Кэтрин Мур («Хогбены и все-все-все»,  «Жилищный вопрос», «Самая большая любовь») 
 - Терри Пратчетт («Плоский мир») 
 - Роберт Асприн (Серия «Мифы») 
 - Клиффорд Саймак («Заповедник гоблинов») 
- Пирс Энтони (Серия «Ксанф») 
- Макс Фрай («Лабиринты Ехо»)

 - Михаил Успенский («Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать», «Белый хрен в  конопляном поле», «Невинная девушка с мешком золота» и др.)

 - Андрей Белянин («Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» и др.)

 - Евгений Лукин («Катали мы ваше Солнце»)


 Стивен Кинг «Тёмная башня»
Темное фэнтези, Мрачное фэнтези (Dark Fantasy)
   А вот вам слияние готики и фэнтези, уважаемые друзья. Мир фэнтези заселяется в книгах данного поджанра готическими атрибутами Сил Тьмы, которые, однако, не являются для мира и его обитателей нежелательными или пугающими, а воспринимаются как данность. Зло не приходит завоевывать светлый фэнтези-мир, не появляется вдруг и ниоткуда, Зло уже живет в мире и имеет необходимую власть, порой выступая даже в качестве положительной стороны.

   Среди книг, исполненных в поджанре темного фэнтези, вы сможете найти и прочесть:

 - Терри Брукс («Слово и Пустота»)

 - Стивен Кинг («Тёмная башня»)

 - Глен Кук («Чёрный отряд»)

 - Урсула ле Гуин («Шкатулка, в которой была тьма»)

 - Андрей Дашков («Войны некромантов»)

 - Дмитрий Казаков (рассказ «Дитя света»)


 Анджей Сапковский
Постмодернистское фэнтези (Postmodern Fantasy)
   Иногда выделяемая в отдельный поджанр разновидность фэнтези. Постмодернистское фэнтези по сути - ветвь развития фэнтези эпического, отказавшаяся от идеи борьбы Сил Добра и Зла, излившаяся в натуралистично-жесткую разновидность, по духу схожую с историческим романом.
   Примерами любопытному читателю могут служить книги следующих писателей:
 - Джордж Мартин

 - Анджей Сапковский





   Вот, дорогие друзья, завершили мы список наиболее известных и часто выделяемых поджанров фэнтези-литературы. Хочется верить, что знакомство с разнофидностями фэнтези сможет оказаться для вас не только познавательным, но и полезным для зарождения новых творческих идей.

Успехов!



© специально для WayOfWorlds.com
© Перепечатка и копирование без согласия Администрации сайта WayOfWorlds.com запрещается.

Категория: Фэнтези / Fantasy | Добавил: Рэхан (23.12.2010)
Просмотров: 12994 | Теги: разновидности фэнтези, книги фэнтези, поджанры фэнтези, виды фэнтези, авторы фэнтези | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ | ]
Форма Входа
Логин:
Пароль:

Дополнительно

Фэнтези обои

Музыка Фэнтези

О канонах Фэнтези

История жанра Фэнтези

Поджанры Фэнтези

Случайные обои

Статистика
OnLine
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Юзеры онлайн:

Сегодня были:

Поиск

Way of worlds © 2024